Болгарский узел. |
|
Болгарская танцевальная пара Албена Денкова и Максим Ставийский - свои ребята.
Дело не только в том, что половину этой пары составляет уроженец Ростова-на-Дону Максим Ставийский, что они уже восемь лет работают с русским тренером Алексеем Горшковым и большую часть сезона, начиная с 2000 года, квартируют в подмосковном Одинцове, что Албена говорит по-русски с акцентом только тогда, когда очень сильно волнуется. "Свои ребята" - это их судьба в фигурном катании. В мире тотального лицемерия и злых сплетен, каковыми были и остаются танцы на льду, они были чуть ли не единственной парой, о которой, кажется, никто не сказал ни одного плохого слова. Они существовали в Одинцове, как в лесу, населенном добрыми зверями и ласковыми охотниками, вооруженными пакетиками с орешками для белок. Журналисты и фанаты фигурного катания отвели им не лишенную почета миссию - тех, кто живет (вернее, катается) с волками, но при этом по-волчьи не воет. Они считались парой, которая выделывает на льду какие-то исключительно приятные для глаза упражнения и при этом не требует, чтобы эти упражнения были по достоинству оценены судьями. Так было вплоть до нынешнего сезона. Даже в прошлом году за дракой Лобачевой и Авербуха с Бурн и Краатц за мировой титул никто не заметил, как рядом с ними на пьедестале очутились наши скромники из Одинцова. Теперь болгарам будет очень трудно оставаться такими, какие они есть. Во всех главных турнирах сезона они становились вторыми - вслед за российской парой Татьяна Навка - Роман Костомаров. Но мир вдруг признал, что Албена и Максим не просто милые ребята, посвятившие себя служению чистому искусству, а еще и лучшая пара мира. Возможно, я выбираю слишком произвольный фрагмент картины по завершении соревнований танцоров в Дортмунде. Но этот фрагмент очень показательный - рядом с болгарами было заметно больше журналистов, чем с победителями. И прежде чем о чем-то спросить, журналисты спешили сказать второй паре мира: "Ребята, вы были первыми". Когда смотришь танцы, ни в чем нельзя быть уверенным. Всегда хочется поделиться переживаниями с окружающими, спросить: "Ну как?" Единогласие по поводу распределения главных наград главных турниров случается редко. Чемпионат мира в Дортмунде как раз тот заповедный случай. Я поговорил с многими профессионалами танцев на льду, и все они заявили, что болгары были в этот день лучше всех. Единственным человеком, сказавшим не "нет", а "но" на это единогласие, был Илья Авербух. Он считает, что произвольные программы российской и болгарской пар крайне трудно сравнивать. Это было состязание "легкого" и "серьезного" жанра. В этой борьбе в принципе не может быть победителя. Я попытаюсь возразить нашему великому танцовщику. Под серьезным жанром подразумевается то, что сам Авербух определяет как "страдания на льду", - главное течение тнацев предыдущего десятилетия. Однако, на мой взгляд, произвольная программа Денковой и Ставиского не имеет ничего общего с этой малоприятной эстетикой. Это было едва ли не единственное драматическое представление за последние годы, которое при этом нельзя назвать китчем. Драма была создана исключительно языком танца, без заимствований из театра и пантомимы. Поэтому чувства, если угодно, страдания болгар получились подлинными - без кавычек. Не будем обсуждать, почему же все-таки судьи поставили болгар вторыми. Все предположения по этому поводу все равно будут из области слухов, в жанре подглядывания в замочную скважину двери, за которой вершится большая политика фигурного катания. Драма болгар не в том, что они проиграли, а в том, что они впервые за свою жизнь осознали, что могут выиграть Олимпийские игры. Слишком многие им об этом говорили после соревнований. В этой победе нет ничего несбыточного. Дело за малым. Об этом говорила опытная Наталья Дубова в интевью "Известиям" и самой Албене Денковой после соревнований: пора выходить из леса, пора становиться звездами танцев на льду! Сделать получше костюмы. Побольше пиарить себя. Собственно, просто начать рекламировать себя, ибо куда же в танцах без рекламы. И вот в этих простых шагах Денковой и Ставискому суждено пережить драму. Это Америка может спокойно дать лед, хлеб и вино Ягудину, не думая о том, что пригревает конкурента из России, потенциального олимпийского чемпиона. То есть как раз об этом и думая. С удовольствием. У нас же все по-другому. Медальный план на Олимпиады, от выполнения которого зависят спокойствие и уют многих чиновников. Алексей Горшков, поднявший болгарскую пару до нынешних ее высот, не может не думать о том, что, продолжая в том же духе, он рискует отнять у России единственную верную золотую медаль Олимпийских игр-2006 в фигурном катании. Горшков - не Тарасова, он человек России в фигурном катании. Россия дала ему лед, хлеб и вино - школу в Одинцове. Для российских танцев он сегодня тренер №1. Одинцово против Москвы? Это дикая постановка вопроса. Но именно так он прозвучит в акбинетах на Лужнецкой набережной, если Денкова и Ставиский обыгрвют Навку и Костомарова. А они очень даже могут их обыграть. Для любого западного профессионала в этой ситуации нет никакой дилеммы. На кону золотая олимпийская медлаь? Что делать? Уезжать подальше от руки Москвы! Уж не знаю, что там случилось, но олимпийские чемпионы Сале и Пеллетье спокойно порвали перед Олимпиадой со своим многолетним тренером Ришаром Готье - человеком, который сделал их теми, кем они стали. Тренер на Западе вторичен по отношению к звезде, он - фунуция, тренажер, пусть и самый главный. Но история не про Сале и Пеллетье. Албена и Максим - русские ребята (или болгары нам не братья?). А в России тренер - учитель, родитель, почти Бог. И то, к чему сегодня многочисленные доброжелатели подталкивают Денкову и Ставиского, говоря о professional reasons, на русский очень многими переводится как предательство. Они были своими ребятами, они ими и останутся, если согласятся на серебро Турина. Им или их тренеру Алексею Горшкову придется резать по живому, если они хотят выиграть золото. Но как бы они ни поступили, в любом случае будет больно, очень больно. Безмятежные дни Албены Денковой и Максима Ставиского в спорте закончились. Они забрались слишком высоко. Игорь Порошин. На Главную=> |